«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ПУШКИНА: «ДАЛЬ СВОБОДНОГО РОМАНА»

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» – не только самое известное, но и ключевое, важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал писать его весной 1823 года в Кишиневе, завершил же роман в Болдине удивительно плодотворной и счастливой для Пушкина осенью 1830 года. В знаменательный «лицейский» день 19 октября поэт сжег рукопись опасной десятой главы. И продолжал работу над книгой. В октябре 1831 года им создано «Письмо Онегина Татьяне».
То есть пушкинский роман писался и печатался отдельными главами на протяжении важных и трудных для поэта семи лет, но «Евгений Онегин» при первом его появлении имел неслыханный успех и ныне читается с легкостью и увлечением, весел и занимателен, это светлая, добрая, человечная книга, любимая читателями всех возрастов. В ней русскому читателю наглядно преподаны важные нравственные уроки. «Читая Онегина, мы впервые учились наблюдать и понимать житейские явления, формулировать свои неясные чувства, разбираться в беспорядочных порывах и стремлениях. Это был для нас первый житейский учебник», – вспоминал историк В.О. Ключевский.
Жалели юного поэта Ленского, восхищались мужественным Онегиным и осуждали его за убийство друга и отвергнутую любовь милой сельской барышни, сопереживали простым и сильным чувствам влюбленной Татьяны, высказанным в ее знаменитом письме, перечитывали послание ей Онегина, этот запоздалый страстный ответ, внезапное прозрение и раскаяние. Герои романа Пушкина навсегда остались для русских читателей живыми, близкими людьми, чьи образы и судьбы волновали, заставляли мыслить.
Это этапная книга, вобравшая в себя лучшее из «Руслана и Людмилы», «южных» романтических поэм, лирики, всех творческих открытий и достижений поэта, его дневник, элегические воспоминания о мятежной счастливой молодости, друзьях (вплоть до декабристов в десятой главе, с которыми должны были быть связаны сам ссыльный Пушкин и его приятель Онегин), возлюбленных, юных надеждах и неизбежных разочарованиях: «Исчезло счастье юных лет».
Вдохновенный, веселый и откровенный разговор автора с читателем удивительно свободен, ничто не сковывает поэта. Автор становится главным действующим лицом своего романа в стихах, его режиссером и дирижером. Он с легкостью переходит от судьбы героев к собственным рассуждениям и воспоминаниям, иногда спокойно обрывает свой рассказ, по разным, не только цензурным соображениям выбрасывает целые главы и важные эпизоды (например, бичующий Аракчеева рассказ о посещении Онегиным нижегородских военных поселений) и даже сам роман намеренно оставляет незавершенным, и лишь потом читатель понимает, что пушкинская книга внутренне закончена. Персонажи в «Евгении Онегине» вымышленные и реально существовавшие, авторский добрый юмор и искренние признания соединяются с грибоедовской силы сатирой на столичное и провинциальное дворянство, острейшим политическим памфлетом крамольной десятой главы и печальными поминками по ушедшим и опальным друзьям, лирикой и элегией:
Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум…
Мы видим здесь Пушкина в непрестанном движении, «живом и постоянном» творческом труде; вослед поэту стремительно движется, продуманно развивается и его повествование в стихах. Вместе с романом автор пришел от бурной и мятежной молодости к зрелости.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас, –
говорил потом Пушкин и запечатлел в стройных и емких строфах «Евгения Онегина» большие и малые перемены в себе самом, русской жизни, русских людях, тогдашней литературе, показав эти этапные, переходные семь лет как важную для всех, а не только для автора, историческую эпоху. И сказал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». И потому пушкинский роман в стихах не только лирический дневник автора-поэта. Это развернутый рассказ великого русского писателя о реальной русской жизни, о его времени и современниках.
Чувство реального времени, чувство истории важно для поэта, он писал в примечаниях: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Здесь в пушкинском повествовании ощутима определенная историческая дистанция: напомним, что Онегин и Ленский встретились в 1820 году, а роман о них завершен через десять лет в Болдине.
Такая панорамная хроника коренных изменений в русских людях и их бытии неизбежно должна была стать исторической. И уже поэтому она не вмещалась в «пестрые строфы романтической поэмы» и судьбы персонажей этой поэмы, не стала одним «собраньем пестрых глав» и «рассказом несвязным», а могла принять только форму романа. Но Пушкин создает особую форму – роман в стихах:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Главы романа действительно «пестрые», то есть очень разные, но они продуманно подобраны и соединены в единый связный рассказ, подчинены заранее разработанной «форме плана». В лирических отступлениях, недомолвках, оборванном повествовании есть внутренняя художественная целостность. Автор рассказывает об исторической эпохе и отбирает события, детали, картины, характеры.
Поэт ценит в избранной им жанровой форме исторического повествования именно свободу, а ее дают вольное поэтическое слово («Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка») и вдохновение, живое и быстрое описание, возможность развернутого авторского лирического высказывания, сама знаменитая «онегинская строфа», емкая, состоящая из четырнадцати рифмованных строк и высказывающая мысль автора полностью, в следующей строфе ему можно говорить уже о другом. Каждая глава «Евгения Онегина» движима продуманным сцеплением таких завершенных строф. Это сделало повествование стремительным и занимательным: «Быстрота и живость рассказа необыкновенны» (Ф.В. Булгарин). В отличие от романтической поэмы, роман в стихах позволяет соединить высокую поэзию с прозой жизни, вводить в состав действующих лиц сатирические портреты-шаржи, характеры людей самых обычных, пылкую романтическую любовь и прозаическую повседневность с ее заботами.
«Лета к суровой прозе клонят», – говорил Пушкин, и его «Евгений Онегин» создан на этом пути – от романтических поэм и элегий к прозаическому повествованию «Повестей Белкина», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». Развернутые авторские отступления, предисловия к главам и краткие, но содержательные примечания раздвигают внутреннее пространство пушкинского романа в стихах. Незавершенное путешествие Онегина и зашифрованная, сожженная автором, лишь в обрывках сохранившаяся крамольная X глава о декабристах – не простое приложение к основному тексту, они – часть целого, также дополняют и комментируют рассказ автора. Издаваемые отдельно главы, соединяясь и подвергаясь постоянным авторским исправлениям, образуют новый целостный текст «свободного романа».
Напомним, что «Евгений Онегин» по жанру принадлежит к «литературе путешествий», вместе с автором, главным героем и другими персонажами читатели путешествуют по всей России, от Петербурга и Москвы до Одессы и Кавказа. В авторских отступлениях разъяснены все эти жизненные уклады, образы и перемены.
Рождается целая галерея русских портретов, иногда преходящих в забавные карикатуры (сельский бал). Так меняющимся в дороге образом главного героя, его движущимся мировосприятием и авторской точкой зрения объединяются губернии, города, усадьбы и люди. Ведь согласно первоначальному пушкинскому замыслу Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или примкнуть к декабристам, о чем Пушкин намеревался сказать в X главе.
Это путь странствий и духовных исканий, встреч и прощаний, открытий и разочарований, путь не только Онегина, но и самого Пушкина. Рождается художественная «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Центр же романной композиции «Евгения Онегина» – русская деревня, народное начало, дворянское гнездо, колыбель классической культуры, откуда все выходит и куда все возвращается. Только там, в Михайловском и Болдине, этот роман и мог быть написан. Поэт в «Путешествии Онегина» рядом с южной экзотикой рисует русские сельские пейзажи, далекие от яркой живописи его «южных» поэм:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи –
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.
Конечно, авторский идеал на самом деле не таков, здесь ясно слышна ирония, но пушкинский роман в стихах уже вмещает в себя и «прозаический», «низкий» реализм, на фоне таких привычных картин романтики Ленский и Онегин выглядели совсем иначе: «Другие дни, другие сны». Они оказались в реальной России, и их судьбы и личности стали понятнее, раскрылись и были оценены с новой авторской точки зрения. Слова Пушкина «даль свободного романа» вполне объясняют то очевидное обстоятельство, что книга намеренно не завершена автором, финал ее – «открытый», судьбы Онегина, Татьяны и других персонажей продолжаются и за пределами романа:
Покамест твой Онегин жив,
Роман не кончен…
Так говорили Пушкину друзья, советуя писать новые главы об основных персонажах и развить огромный успех романа в стихах у читателей. Но, несмотря на внешнюю поэтическую вольность в изложении сюжета, фрагментарность и кажущуюся незавершенность, «Евгений Онегин» окончен, автор высказал в этой семь лет писавшейся книге все, что хотел, роман завершен внутренне. Об этом же говорит и последовательная, соответствующая романному сюжету эволюция главных героев, их характеров.

Герои романа, их судьбы
Пространство пушкинского романа в стихах заселено множеством персонажей, от императора Александра I до крепостной старушки-няни. Здесь есть карикатуры и шаржи, мастерские этюды, второстепенные лица. Но в центре книги и читательского внимания – три разработанных и движущихся характера, Татьяна Ларина, Евгений Онегин и Владимир Ленский. Их встреча помогла Пушкину найти и высказать главную идею романа.
С годами менялся сам поэт, менялись и его мнения о своих героях. Поэтому важны драматургия пушкинского многолетнего рассказа, столкновение персонажей, их взаимоотношения и развитие характеров. В свое время поэт Вяч. Иванов заметил, что это особенность именно романного мышления: «Поэт не ограничивается обрисовкой своих действующих лиц на широком фоне городской и деревенской, великосветской и мелкопоместной России, но изображает (что возможно только в романе) и постепенное развитие их характеров, внутренние перемены, в них совершающиеся с течением событий». К тому же Пушкин из этих трех главных героев продуманно составил две пары – Онегин и Ленский, Татьяна и Онегин.
Ленский. Главным героем той эпохи стал молодой романтик, и он должен был занять в пушкинском романе главное место. Но романтизм, в свою очередь, делился на два главных направления, две школы – мятежную и мрачноватую поэзию Байрона и его подражателей и светлую и мечтательную «немецкую» лирику, главным представителем которой у нас считался поэт и переводчик Жуковский. И если решительный, опытный и скептический эгоист Онегин представлял первую школу, был русским байронистом и сочувствовал декабристам, то мечтательный, наивный и доверчивый поэт Владимир Ленский, немецкий студент и элегический лирик, стал символом сентиментального романтизма Жуковского, в нем отобразились черты В. Кюхельбекера и Н. Языкова, молодых поэтов и друзей Пушкина. В одном романтике возобладала модная разочарованность, другому присуща восторженность. Важно и то, что Ленский моложе Онегина, это объясняет их внезапную горячую дружбу и последовавшее трагическое столкновение, завершившееся гибелью юного поэта. «Он сердцем милый был невежда», – сказал о своем герое Пушкин. О скептическом и многоопытном Онегине этого не скажешь.
Владимир Ленский – не только лирик, писавший романтические элегии в стиле Жуковского, отразившие жизнь его сердца, движения молодой души, его идеальную любовь к Ольге. Пушкин уверенно называет его «поклонником славы и свободы», упоминает о его «вольнолюбивых мечтах». В черновиках немецкий студент Ленский назван «крикуном, мятежником и поэтом», то есть в своем вольном университете он громко произносит революционные речи и публично читает вольнолюбивые стихи. И в то же время он богат, владеет большим имением и крепостными. Они с Онегиным увлеченно беседуют не только о литературе, но и о текущей политике, судьбах царей и народов, о философских проблемах. То есть это обычные темы дружеских разговоров либеральной дворянской молодежи той эпохи. Напомним, что действие этой главы романа приурочено автором к 1820 году. До декабристского заговора еще далеко.
Поэту Ленскому присущи все характерные черты романтика элегической школы: пылкость, мечтательность, наивность, молодая доверчивость, вечная влюбленность. В согласии с заветами Жуковского восторженная душа восемнадцатилетнего юноши высказалась в его лирических стихах и поэмах. Пушкин подробно описал его поэтическое творчество: это в основном полные любовного жара элегии и послания, «отрывки северных поэм» и песни. В них звучат «сердца исповедь» и «доверчивая совесть». Сама любовь восторженного поэта к Ольге романтична, он робко и нежно любит какую-то придуманную им идеальную деву, а не реальную круглолицую уездную барышню из патриархального помещичьего семейства Лариных. Эти наивность, ревнивая пылкость и обидчивость и привели Ленского к роковой дуэли, накануне которой он читает Шиллера.
Не случайно Пушкин характеризует Ленского, рассказывая о его творчестве. Таких романтиков тогда было много, таков и юный поэт и студент немецкого университета Николай Языков, у которого автор романа взял многие черты и даже стихотворения. Глубина и искренность чувства, несомненный поэтический дар могли сделать Ленского известным поэтом. Не случайно автор подарил своему герою собственную замечательную элегию, ставшую знаменитой оперной арией. Но Пушкин, уже зная о разочаровании многих своих знакомых в романтизме и либерализме после поражения декабристского восстания (глава эта написана в Михайловском в 1826 году), заговорил и о возможном духовном перерождении, превращении пылкого и возвышенного молодого поэта в простого растолстевшего помещика в стеганом халате, женатого, охладевшего душою и живущего, как все (см. главу VI, строфу XXXVIII-XXXIX). Эти точно намеченные поэтом варианты судьбы показывают нам романтика Ленского как живого, реального человека, типический характер, одного из главных персонажей романа в стихах.
Онегин. Центральной фигурой «Евгения Онегина» был с самого начала молодой дворянин, чье имя стало названием пушкинского романа. Очевидны огромное и постоянное авторское внимание к нему, продуманная в своей последовательности характеристика, рассказ о детстве, отрочестве и юности, описание его характера, быта, увлечений и развлечений. Пушкин следит за датами, за хронологией образа Онегина: герой его родился в 1795 году, во время встречи в деревне с Ленским и Татьяной ему двадцать пять лет и т.д. Очевидно, что Евгений происходит от героев романтических поэм Байрона (портрет великого английского романтика любопытная Татьяна видит в деревенском кабинете Онегина) и самого Пушкина и особенно близок к разочарованному Пленнику («Кавказский пленник») и могучему, преступному и своевольному Алеко («Цыганы»).
Однако Евгений Онегин – не красочный романтический злодей или мрачный мятежник и мститель, он прежде всего обычный русский человек, отнюдь не гений, но умный образованный молодой дворянин, современник и приятель Пушкина, то есть типический характер в типических обстоятельствах, порождение данной исторической эпохи, реальной русской действительности, представитель своего поколения. В портрете героя-романтика явственно ощутимы авторская ирония и критика, Онегин показан изнутри (несмотря на уверения Пушкина, в его любимом персонаже есть немалая доля автобиографизма), но и со стороны, глазами прежде всего автора романа, а также соседей-помещиков, Ленского, Татьяны. Здесь во взгляде Пушкина на Евгения ощущается все та же историческая дистанция, подводятся итоги романтизма и байронизма, дана их художественная оценка. Герой тоже показан в развитии. Автор уверяет читателей, что после разочарования во всех модных масках и напускном байронизме Онегин просто явится перед нами добрым малым, «как вы да я, как целый свет».
Потому так важны для Пушкина даты и приметы времени. Речь идет о конкретном поколении русских дворян, об их исторической судьбе. «Евгений Онегин» следует за «Горем от ума». В движении времени охладелые душой и «преданные безделью» онегины сменили пылких и наивных чацких (не случайно эта фамилия встречается в пушкинском романе), которые жаждали жизненного дела, хотели перемен, смело вступили в конфликт со старшими поколениями и «властью роковой», но испытали потом всю жестокую тяжесть давления косной российской действительности. Из массы чацких выделилось затем радикальное крыло – романтические декабристы, но разочарование и бездеятельность онегиных вовсе не следствие разгрома восстания 1825 года, ведь действие романа в основном происходит до этого события, и либерал Евгений так к декабристам и не присоединяется, хотя о его близости к ним и ссыльному Пушкину должно было говориться в X главе.
Все дело в том, что чацкие встретили нарастающее сопротивление, но не власти и фамусовых, а самой русской действительности, не принявшей их красивые и правильные передовые идеи. Стало ясно, что сделать ничего нельзя, и кто-то сразу решил, что делать ничего не надо. Разрушилась молодая наивная вера в скорые и быстрые реформы, способные усовершенствовать эту тяжелую, неповоротливую действительность до желанных цивилизованных европейских форм. У многих просто руки опустились, и началась знаменитая онегинская хандра: «Это была полная нравственная растерянность, выражавшаяся в одном правиле: ничего сделать нельзя и не нужно делать. Поэтическим олицетворением этой растерянности и явился Евгений Онегин» (В.О.Ключевский).
Декабристы, составлявшие в обществе деятельное меньшинство, выбрали привычный для военного русского дворянства путь заговора и мятежа. Многочисленные онегины растерялись и стали бездельничать, критиковать в своем либеральном кругу все и всех, писать желчные эпиграммы, увлекаться театром и балеринами, модно одеваться, ездить по светским салонам и балам, играть в байроническое разочарование, модную тоску, стреляться на дуэлях; кто-то надолго, как обиженный Чаадаев, отправился за границу. Эту «болезнь века», охватившую целое поколение способных, образованных, вполне передовых по своим убеждениям русских дворян, и показал Пушкин в судьбе своего главного героя.
Тем не менее его Евгений Онегин не просто «тип», не только «характерный представитель», а самобытный, живой характер, иначе его не полюбили бы автор, чуткая сердцем Татьяна и читатели романа. Болезнь века многое исказила в незаурядной душе и судьбе «молодого повесы». Пушкин назвал Евгения «модным тираном», «чудаком печальным и опасным», «преданным безделью» и изысканной роскоши, заговорил о его «диком нраве», эгоизме и скепсисе, душевной пустоте и холоде, неспособности к «труду упорному», желчном, насмешливом характере, «резком, охлажденном уме».
Его кумиры, образцы для подражания – «гордости поэт» Байрон и великий герой и преступник Наполеон с их высокомерным презрением к людям обыкновенным. Поэтому Евгений нелюдим: «Людей он просто не любил». Он безоглядно тратит в столице восемь лет на «науку страсти нежной», но отвергает искреннюю любовь простой уездной барышни. Следуя дворянским предрассудкам и страшась им же презираемого общего мнения, двадцатишестилетний Онегин убивает своего юного друга, восторженного влюбленного мальчика и талантливого поэта, причем накануне его счастливой женитьбы на желанной Ольге.
То есть Пушкин беспощаден в художественной критике своего главного героя. Однако Онегин его – молодой человек, с умом трезвым и ищущим, характер живой, сложный, развивающийся, внимающий суровым урокам реальной русской жизни. Он наделен немалыми возможностями и положительными чертами. Уродливое воспитание и беспорядочная жизнь петербургского светского франта не убили хорошей, положительной натуры. Скептический мизантроп Онегин в глубине души жаждет любви и дружбы. За красивой байронической позой, за модными привычками столичного денди, напускными эгоизмом и разочарованностью скрываются живой независимый ум и доброе сердце, сильный характер, хорошее образование (точнее, самообразование), знание людей, «души прямое благородство»:
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
И автор любит своего неидеального героя, его любовь передается читателям. Евгений благородно следует законам чести, не воспользовавшись неосторожной доверчивостью влюбленной в него прелестной девушки, которая ему к тому же нравится. Ему много дала дружба с юным поэтом Ленским, которого он искренно полюбил. Тем сильнее душевное потрясение и неизбывное чувство вины, «тоска сердечных угрызений», муки преступной совести, которые после убийства друга гонят Онегина в странствия:
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день.
Герой сам вершит над собой суровый суд и этим отличается от гордого преступника Алеко из поэмы «Цыгане», осужденного и изгнанного вольным народом. Онегин понял, что счастье ему недоступно, и попытался найти ему замену и забвение в воле и покое. Но и здесь трагически ошибся, причем замечательный нравственный урок преподала ему умудренная жизнью и любовью к нему Татьяна, назвавшая все модные светские увлечения и красивые маски Онегина «ветошью маскарада». Его письмо к ней стало исповедью и покаянием, а отказ Татьяны помешал Онегину совершить очередную трагическую ошибку.
Но сама сильная искренняя любовь Онегина к Татьяне, зрячее чувство зрелого, много испытавшего и пережившего мужчины, говорит о неисчерпанной жизненной силе, богатстве чувств, «буре ощущений», возможности возрождения:
Я знаю: век мой уж измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…
Он жаждет счастья, а не покоя и воли. Значит, все впереди, есть надежда. Жизнь русского скитальца Онегина не закончена, в открытом финале пушкинского романа в стихах потерявший друга и любимую женщину герой стоит на пороге новой жизни, которая все еще богата и продолжается, несмотря ни на что. Автор верит в него, и эта вера передается читателям.
Татьяна. О пушкинской Татьяне Лариной Достоевский, споря в своей речи с Белинским, говорил: «Это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда… Это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины». Все так, но победительное обаяние Татьяны в том именно, что она не идеальная романтическая дева или «гений чистой красоты», а самая обычная русская девушка-дворянка, простая уездная барышня, выросшая в патриархальном помещичьем семействе под присмотром крестьянки-няни. Пушкин назвал ее «милым идеалом» и признавался, что «модный тиран» Онегин недостоин его скромной героини.
Сами ее недостатки просты, милы (о ее предшественнице Людмиле Пушкин сказал: «Мне нрав ее всего дороже») и характерны; чтение чувствительных романов, гаданье о суженом, вера в приметы, крещенские страхи, вещие сны и их толкование по старинной книге Мартына Задеки, девичье любопытство и упрямство, споры с няней говорят о доверчивости, мечтательности, страстности, сильном характере, нежном сердце, сложившихся жизненных принципах и идеалах, натуре цельной и глубокой, жаждущей любви. С удивительной откровенностью и смелостью пишет эта тихая деревенская девушка чужому, едва знакомому молодому мужчине, легко и быстро переходя на «ты»:
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает…
Происходя из патриархальной русской семьи и будучи выращена крепостной няней, Татьяна избежала уродливого воспитания иностранных «мамзелей»-гувернанток и стала, по знаменитому выражению Пушкина, «русская душою, сама не зная почему». Из персонажей пушкинского романа она ближе всех к народной среде, ее вере и нравственности, хотя ее знаменитое письмо написано по-французски. Отсюда ее любовь к природе (замечательно по своей поэтичности прощание Тани с родными местами) и чудный вещий сон.
Романтик Ленский сравнил молчаливую и задумчивую Татьяну с русской девушкой Светланой, героиней сказочной баллады Жуковского. А Пушкин назвал свою героиню «девчонкой нежной» и «простой девой». Онегин говорит, что письмо ее написано «с такою простотой, с таким умом»:
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле…
В милой героине романа нет ничего наносного, неискреннего, нет кокетливой позы, капризного ломанья и набора банальных фраз светской девицы на выданье. Пушкин постоянно подчеркивает, что Татьяна «любит без искусства», «любит не шутя» и что лишь ее сильная жертвенная любовь смогла бы примирить Онегина и Ленского. Не случайно в ее скромном девичьем облике он представляет в романе свою музу.
Этот цельный, сильный и глубокий характер русской женщины выразился в замечательных, лучших в романе сценах разговора с няней и написания письма Онегину, в самом письме, в посещении любопытной Татьяной кабинета Евгения, ее прощании с родными местами, явлении на балу («так равнодушна, так смела», «покойна и вольна») и, наконец, в знаменитой сцене решительного разговора с Онегиным. С поэтической Татьяной связана лирическая стихия романа.
Мы видим, как много перечувствовала, передумала, перестрадала эта простая девочка «из глуши степных селений», что она стала мудрой разумом и сердцем женщиной, неприступной богиней высшего света, законодательницей зал. Однако Пушкин сразу отделяет ее от знаменитых светских красавиц:
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать…
Другое присуще Татьяне – красота духовная, простое душевное величие, доброта, нравственная сила и вера. Она сохранила в себе лучшее от несмелой и простой Тани, помнит о прошлом, о своем сельском доме, старушке няне, встрече с Онегиным, своих «любви безумных страданиях», о столь возможном и близком счастье. Но находит в себе силы спокойно сказать любимому и любящему ее человеку знаменитые слова признания и прощания:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Вот три главных образа «Евгения Онегина», вокруг которых строится сложная композиция романа. Говоря о них, автор становится на такую точку зрения, откуда видна вся Россия 1820-х годов. Не все в ней идеально и хорошо, населяют ее не ангелы. И в «Евгении Онегине» появляются ноты иронии и обличения.
Как уже говорилось, пушкинский роман в стихах продолжает традиции Фонвизина (на именинах Тани появляется Скотининых «чета седая») и Грибоедова (чью комедию Пушкин прочитал в Михайловском и взял из нее один из эпиграфов) и иногда изображает сельское и столичное дворянское общество и даже самого императора Александра I (X глава) со всей силою общественной сатиры и бесцензурного политического памфлета, предваряя «Мертвые души» Гоголя и «Историю одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Однако Пушкин помнит, что из этого же неидеального, но хранящего нравственные идеалы, высокую культуру и предания русской старины дворянского общества произошли Татьяна, Онегин, Ленский, он сам, его лицейские друзья, его приятель Грибоедов, декабристы, герои 1812 года. Недаром в «московской» XII главе звучит хвала поэта-москвича древней столице и ее гордым жителям, не склонившимся перед «нетерпеливым героем» Наполеоном и его «великой» армией. Замечательна и патриархальная семья помещиков Лариных, где неизбежные добрый юмор и комизм соединились с поэтической сельской идиллией. Хорошо сказал об авторе романа Белинский: «Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, – и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, т.е. в двадцатых годах…»
Так что роман в стихах «Евгений Онегин» показал русскую жизнь в определенную эпоху ее исторического развития. И в то же время это очень личная, светлая и веселая книга великого национального поэта, проникнутая любовью, лиризмом, воспоминаниями и большими надеждами. Она по-прежнему живет, читается, ставится на сцене, звучит в музыке, волнует, помогает понять русскую душу. Не случайно Пушкин в конце II главы романа высказал надежду, что «Евгений Онегин» останется в памяти потомков, тронет их сердца, напомнит им о его авторе:
И этот юный стих небрежный
Переживет мой век мятежный.
Могу ль воскликнуть, о друзья:
Воздвигнул памятник и я.

ЛИТЕРАТУРА
Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.
Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1983.
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *