ПАДШИЙ ДЕМОН

Две темы проходят через все творчество великого поэта и драматурга М.Ю.Лермонтова – ангел и демон, светлое вечное добро и мрачное мировое зло, их непрекращающаяся борьба в душе человека. Конечно, это великие темы всей мировой поэзии, но для Лермонтова они особенно важны, ибо вся его жизнь и творчество были борением этих двух мировых сил, что видно из самих названий его произведений – «Ангел» и «Мой демон».
Драматическая поэма Лермонтова «Демон» (1829-1839) эту вечную тему воплощает на высочайшем уровне творчества и мысли поэта. В сущности, ради придворных «живых картин» написан русский «Фауст». Неожиданно озорной юноша-гусар, окончивший всего лишь школу гвардейских юнкеров, приблизился к главному вопросу мировой философии и встал рядом с великим Гете. Однако мы забываем, что «Демон» написан поэтом для сцены. И, будучи, по художественной своей сути и форме романтической трагедией, не уступающей лермонтовскому новаторскому «Маскараду», является одной из вершин русской и мировой драмы.
Религия, мифология, поэма Данте «Ад», поэма английского поэта Д.Милтона «Потерянный Рай», «Мессиада» Фридриха Клопштока (забытый, но несомненный источник лермонтовской поэмы), «Фауст» Гете (тоже поэма и трагедия одновременно), богоборческие поэмы Байрона и других романтических писателей, «Гавриилиада» и «Демон» Пушкина – все отразилось, все переосмыслено в лермонтовской поэме. Недаром поэт писал ее так долго и все же не смог завершить – настолько сложен, художествен, философски глубок этот миф о гибельной любви бессмертного духа зла к прекрасной земной женщине, о борьбе света и тьмы за слабую, грешную душу.
«Демон» Лермонтова – романтическая поэма. И в то же время, подобно «Фаусту» Гете, это трагедия, замечательная, очень сценичная драма, писавшаяся именно для сцены, пусть придворной и любительской. Автор назвал ее «восточной повестью». Действительно, здесь воплощен весь интерес поэта к Востоку, его мифам, религиям, истории, литературе, живописной природе и особому складу личности, всеми этими условиями формируемой.
И все же из многоликих стран Востока Лермонтов выбрал хорошо ему знакомую христианскую Грузию и среди ее живописных гор и долин, старинных замков и церквей поместил своих возвышенных, романтических героев, рассказал свой вариант христианской легенды о падшем ангеле, ставшем Демоном и сеявшем в мире только зло. Но это и лирическая исповедь, выразившая, по признанию самого автора, безмерную тоску и безысходную душевную муку, томившие его гордый ум и раненое сердце долгие годы. Высказать свое страдание и гордый мятеж против враждебного мира и людского равнодушия Лермонтов мог только в Демоне, образе отчасти автобиографическом.

Сам поэт был романтиком по своему мировосприятию, трагическому складу могучей личности и мятежного характера, в своих героях явственно отразился и потому не мог к ним и, следственно, сам к себе обратиться с полными трагического пафоса и осуждения словами старого цыгана из пушкинской поэмы: «Оставь нас, гордый человек». Он так и не смог отделить от себя Демона, Мцыри, Арбенина и Печорина, хотя к этому шел. Но именно в этом суть, самобытность и мировое значение лермонтовского гения.
Разумеется, Лермонтов своим героям не равен, у него тоже есть творческий суд над ними (особенно в романе «Герой нашего времени»), но поэт нисколько не сомневается в силе и правде их романтического демонизма и вечного мятежа против «низкой» реальной жизни и ее жестоких законов, что доказывает, например, очевидное родство пушкинского идеологического преступника-отравителя Сальери и гордого мстителя Арбенина из «Маскарада». И не только в персонажах тут дело.
Да, сатирик, мятежный поэт, да, негодовал и бичевал. Но не надо видеть в Лермонтове Салтыкова-Щедрина, у него несравненно больше борения страстей, пафоса, живописности, напряженного лиризма. Любой внимательный читатель знает, что осужденный Арбенин все же несравненно ближе автору романтической трагедии «Маскарад», нежели тот же Евгений Онегин, меняющийся и развенчанный герой пушкинского романа, – самому Пушкину. Не только речи Демона, но и он сам во всей своей мрачной красоте и силе – воплощенный лирический монолог, где ощутим автор трагедии. В Печорине эта тема продолжена, пусть и в романе. И только Лермонтов имел на это право.
Сам уходящий, казалось бы, из русской жизни романтизм возвращен, оправдан и гениально поэтизирован Лермонтовым не только в Мцыри, но и в Арбенине и Демоне, а Печорин продолжает оставаться любимым положительным героем для миллионов молодых русских читателей. Словно не было Алеко, Германна, того же Сальери, Сильвио, словно не нанес молодой Пушкин столь точный и сильный удар романтизму, его капитальным идеям и героям в «Евгении Онегине». Таковы магия и сила лермонтовского гения1.
В «Демоне» Лермонтов говорит о вечных вопросах бытия, о самой вечности, жизни и смерти, грехе и долге, о преступлении и возмездии. Его мрачному Демону противостоят Бог и светлые ангелы, темному страшному аду – вечный ровный свет и лазурь рая. Их борьба идет в божьем мире, в небесах и на земле, в спокойной вечности и краткосрочной суетной жизни смертных людей. Так поддерживается движение, которое и есть суть жизни.
Демон у Лермонтова – это не отвратительный Сатана, не низменный и злобный дьявол, не язвительный и лукавый циник Мефистофель. Это падший ангел, существо крылатое и прекрасное (хотя красота его мрачна и опасна), вечное, несущее на себе черты светлого божественного происхождения, ранее принадлежавшее к чину ангелов и низвергнутое Богом с небес за грех мятежа и неповиновения. Демон лишен не только смерти, но и дара забвения – таково наказание за преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям – вот что им движет в непрерывной борьбе с божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом, равнодушном делании зла этому миру и людям. Демон Лермонтова презирает и ненавидит несовершенный мир земли людей, хотя и видит его непонятную красоту, ощущает всю силу живой жизни.
Но сила земной краткосрочной жизни и мимолетной красоты, воплотившая в летящем счастливом танце юной невесты-грузинки, вдруг трогает эту заблудшую, зачерствевшую в вечном грехе и зле душу, порождает в ней «неизъяснимое волненье»:
Я позавидовал невольно
Неполной радости земной.
Демон с надеждой и грустью вспоминает об утраченной святыне, о прежнем счастье в высшем мире ангелов. Он своей неземной властью разрушает простое земное счастье Тамары, приводит к гибели ее благородного и храброго жениха (которого невеста, согласно обычаю, не видела до свадьбы) и вторгается в жизнь смертной девушки с великим соблазном неземной, красивой и вечной любви.
Знаменитая песня Демона «На воздушном океане…» призывает Тамару обратить взоры к небесам, к вечности, забыть все горести земли, но в небесах Демона нет Бога. Его чарующие, лукавые призывы, его жестокая, не знающая меры и границ любовь и страшная, неземная красота, неотразимый дар любовных речей вдруг пробудили душу Тамары: из беспечно пляшущей накануне своей свадьбы прелестной девочки она стала женщиной, страстно мечтающей о любви и дивном, небывалом счастье, которое ей сулил прекрасный дух зла. Он все обещал сложить к ее ногам – вечность, свое могущество и владения, неземную любовь. Она хочет спасти демона, возвратить его небесам. Даже святой монастырь не может укрыть ее от этого могучего соблазна.
Цель Демона – не очередное сотворение зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить свою судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая. Ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его – злая и неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины.
Дух хочет возродиться, избавиться от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной безгрешной души монахини. Но его красноречивая и торжественная клятва влюбленной Тамаре, взятая Лермонтовым из Корана и отчасти ставшая популярным народным романсом («Я опущусь на дно морское…»), ничего не стоит, ибо они – создания разных миров. Любовь немыслима в холодной вечности, вне живой жизни, вне реального времени, вне краткой человеческой судьбы. Любить, страдать, ревновать может лишь земное смертное существо, пытающееся остановить мгновение.
Здесь и начинается борьба духа зла с «лучом божественного света». Точнее, она продолжается, ибо поединок этот вечен. Но теперь полем битвы Бога и Демона стала душа человека. Жизнь – это короткая мировая драма, где смертные люди страдают и все же успевают иногда стать счастливыми.
Гордая женская душа влюбленной Тамары приводит ее к соблазну греховной любви и неизбежной гибели. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души, за попытку, пусть полную суетного женского самомнения и ослепления, спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая, светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини. Ее берут в Свет. Побежденный искуситель остается опять один, без любви и веры, в своей скучной холодной вечности и мрачном мире мирового зла.
Эта очень красивая и глубокая, философская поэма близка к трагедии, в своих гибких поэтических монологах становится драмой, по силе стремительного действия и идеям преступления и наказания не уступающей «Маскараду» Лермонтова. Но обратим внимание на зримые, звучащие картины природы, вечное величие гор, это не просто красивые декорации или необходимые пейзажи; так щедр на живопись Лермонтов был еще только в поэме «Мцыри», легенде о гордом мальчике-горце, прирожденном воине-мусульманине, который понимал жизнь как мятеж, протест и вечную борьбу и не пожелал, не смог стать добрым христианином и кротким монахом. Вечные горы бесстрастно смотрят со своей снежной высоты на трагедию Демона и Тамары, и этот мудрый всевидящий взгляд многое открывает и оценивает в поэтической легенде-мифе о любви и завершается глубокими мыслями «Фаталиста».
Образы поэмы Лермонтова оказались столь живыми, полными глубокого смысла, поэтичными и прекрасными, что к ним не раз обращались художники, скульпторы, композиторы, режиссеры театра. Наиболее известны опера А.Г.Рубинштейна «Демон» (1871), где лучшим исполнителем арии «На воздушном океане» остается великий Шаляпин, и живопись и иллюстрации М.А.Врубеля. Поэма Лермонтова вдохновила многих поэтов на творческое соревнование и стихотворные отклики.
Но «Демон» продолжает оставаться одним из самых загадочных творений русской литературы, и каждая эпоха, каждое поколение читают, иллюстрируют и ставят поэму Лермонтова по-своему. И при этом не забывают, что трагедия земной любви мятежного демона является частью лермонтовской романтической трилогии, открывает путь к «Маскараду» и «Герою нашего времени».

ЛИТЕРАТУРА
Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. М., 2004.
Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. М., 2006.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *