ГОРЕ ОТ УМА ЕГОРА ГЛУМОВА «На всякого мудреца довольно простоты»

В конце 1860-х годов для России настало время подведения предварительных итогов, объективной оценки тех больших, необратимых, хотя и не всегда положительных перемен, которые произошли в обновленной стране и ее ныне свободных гражданах (ранее они были подданными и крепостными рабами) в результате Великих реформ. Знамениты слова Льва Толстого в «Анне Карениной»: ««У нас теперь все это только переворотилось и только укладывается». Картину этого взбаламученного, понимающего свою обреченность дворянского мира, мечущегося между старым и новым, и показал Островский в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868).

Драматург написал общественную комедию, острую современную сатиру, легко уйдя от привычной драмы из купеческой жизни. В пьесе отчетливо просматривается сюжетная схема «Горя от ума». Столкновение молодого умного критика-протестанта с косным и лицемерным обществом старой Москвы есть и здесь. Но и Чацкий-Глумов совсем другой, и патриархальное общество древней столицы волей-неволей изменилось, вынуждено считаться с новой реальностью.

Либеральные веяния, реформы «сверху», зарождение общественного мнения, гласность, новые суды, растущее влияние журналов и газет (с ними связано появление нового персонажа – беспринципного и корыстного журналиста-шантажиста Голутвина), общая стремительная европеизация образованных сословий и обуржуазивание дворянства, даже упоминание о только что родившейся в результате гражданской войны Америке – все это есть в пьесе Островского. Ощутима в этой изящной комедии нравов и модная традиция западного, прежде всего французского театра, где ценилась ловкая, занимательная интрига, авантюры, остроумные диалоги, забавная путаница и любовные приключения.

В сатирической картине нравов обличается пореформенное высшее общество Москвы. Мамаев – «богатый барин», Крутицкий – «очень важный господин», Городулин – «молодой важный господин», Турусина – «богатая вдова, барыня, из купчих». Это все «тузы» древней столицы, дворяне, наследники Фамусова и Хлестовой.

Почему же драматургом опять выбрана родная Москва? Да потому, что в 1860-е годы центром Великих реформ, был, как и во времена привезшего оттуда либеральные идеи наивного юноши Чацкого, правительственный Петербург. В Москве же сложилась по традиции консервативная оппозиция в лице местных пожилых «тузов», отставных вельмож, обиженных и недовольных людей старой школы. Никаких идей у нее не было, раздавались лишь сердитое стариковское брюзжание, весьма осторожная критика реформ и новых учреждений, чисто эмоциональные неудовольствия да неизбежные воспоминания о прежнем хорошем житье при незабвенном Николае Павловиче. Даже произошедший от либерального болтуна Репетилова Городулин считается у них человеком опасным.

У Островского комедия нравов породила сатиру на косное, консервативное общество. Через развитие замечательных комических характеров мы увидели весьма серьезные явления, эпоху и ее деятелей. А на чьей стороне был сам автор, видно из его пьесы, где есть художественная критика и старых консерваторов, и новомодных либералов-реформаторов. Да и жанр комедии выбран им не случайно.

Островский на своей стороне, он великий русский писатель и имеет право на собственную точку зрения, которая и высказана творчески в его пьесах. И это при том, что брат его Михаил был видным администратором и впоследствии министром государственных имуществ, а командировку самого Островского на Верхнюю Волгу в 1856 году лично подписал великий князь Константин Николаевич, идеолог Великих реформ, подталкивавший к ним своего нерешительного венценосного брата Александра. А когда острая общественная сатира драматурга перестала быть актуальной, остались замечательная, нестареющая комедия нравов и повторяющихся в русской жизни положений, вечный конфликт века нынешнего и века минувшего, созвездие выразительных характеров, породившее знаменитый, многократно повторенный телевидением спектакль театра им. Е.Б. Вахтангова, где с блеском играли Н.С. Плотников, Н.О. Гриценко и другие талантливые актеры.

Вот одна из самых колоритных фигур московского консервативного общества – отставной крупный чиновник Крутицкий. Островский, имевший в своей богатой библиотеке полный комплект старинного «Российского феатра», характеризует сановного старца его любимыми архаичными цитатами из российских драматургов-трагиков XVIII века. Интересен спор Мамаева и Крутицкого о пользе трагедии сравнительно с комедией. То есть замшелый персонаж не принимает не только новые учреждения и реформы, но и новую литературу, журналы и газеты, где «пишут и кричат мальчишки».

Но он уже осознал силу печатного слова и гласности: «Хочешь приносить пользу, умей владеть пером». И Крутицкий сам со скрипом пишет бредовый реакционный трактат о вреде реформ вообще, который гибкому Глумову приходится со скрытой усмешкой приглаживать и переводить на язык современный, заодно превратив его в острую пародию и сатирический памфлет. Однако архаичные идеи отставного штатского генерала оказались весьма живучими, например, иезуитская мысль об увеличении окладов только начальникам и намеренном содержании младших чиновников в полунищете: «Подчиненный же сытый и довольный получает несвойственные его положению осанистость и самоуважение, тогда как, для успешного и стройного течения дел, подчиненный должен быть робок и постоянно трепетен».

Крупный молодой чиновник Городулин, с удовольствием позволяющий числить себя в опасных либералах, тоже далеко ушел от свого предшественника на этой ниве Репетилова. Ему нужен способный сотрудник для составления его публичных речей, отчетов и газетных статей. Интересен его разговор с Глумовым о способах для канцелярского чиновника выслужиться: о необходимости иметь для этого лакейские качества в соединении с известной долей грациозности и производить легкое порханье при исполнении гениальных распоряжений высшего начальства. Это уже щедринский гротеск.

При этом Глумов дает и важную характеристику «реформаторского» стиля новых учреждений: «Все бумага и форма. Целые стены, целые крепости из бумаг и форм. И из этих крепостей только вылетают, в виде бомб, сухие циркуляры и предписания». Слова эти заставляют вспомнить не только гоголевского безумного реформатора Кочкарева из второго тома «Мертвых душ», но и последующие косметические формально-канцелярские перемены со сменой табличек и прочих формуляров и бумажной отчетности при полном сохранении прежнего развала и прочего российского безобразия. Городулин легкомыслен и ленив, но не так уж глуп и вполне оценивает язвительную правоту Глумова. Многое объясняет его собственная характеристика новых судов и вдохновенной речи не считающегося с реальными обстоятельствами дела знаменитого адвоката-краснобая: «Красноречие лилось, клубилось, выходило из берегов и наконец стихло в едва заметное журчанье».

Чета Мамаевых важна для авантюрной многоходовой интриги Глумова, с их помощью он пробивается наверх, получает хорошее место по службе и богатую невесту. Но они тоже характеризуют эту косную среду. Муж богат, скуп, самодоволен и недалек, любит всех надоедливо и многословно поучать и этим похож на прижимистого издателя «Москвитянина» М.П. Погодина, чьи назидания и сентенции пришлось годами выслушивать его молодому сотруднику Островскому. Жена же хитра, зла, безнравственна и откровенно ловит молодого красивого любовника; открыто и сатирически показать на сцене Малого театра такой неблаговидный образ московской светской львицы по тем временам было большой новостью и смелостью.

Богатая капризная барыня Турусина – из купчих, отсюда ее любовь к гадалкам, прорицательницам вроде кликуши Манефы и прочим юродивым и странникам. Но она давно стала дворянкой, в молодости жила очень легкомысленно и весело, в старости же обратилась, как водится, к ханжеству и всяческим суевериям. Она легко может отдать племянницу за незнакомого человека по совету той же Манефы или гадалки. Такая простота и темнота московской барыни делают ее жертвой ловкого хитреца Глумова, подкупившего ее приживалок и прорицательниц.

Глумов – фигура в нашей драматургии новая и чрезвычайно любопытная. Когда Островский создавал молодого правдолюба и наивного критика-резонера Жадова в «Доходном месте» (1856), он оглядывался на фонвизинского Правдина, Чацкого и более всего на простодушного романтика Александра Адуева из «Обыкновенной истории» Гончарова. Однако быстро выяснилось, что такой новый Чацкий с его реальной правдой и громкой романтической риторикой никому не нужен, доходные места останутся, практичные чиновники Юсовы будут спокойно воровать и брать взятки и плясать на радостях в трактире. А Васька слушает, да ест…

Глумов много сложнее и интереснее. Это и есть настоящий нигилист, умно и зло смеющийся над всеми принципами и убеждениями. Автор комедии смело соединяет в персонаже черты разочаровавшегося в своих идеалах Чацкого и скользкую услужливость низкого Молчалина. Бедный, образованный и умный дворянин с дарованиями, Глумов ни с кем бороться не собирается и никаких нравственных и общественных принципов, убеждений и высоких идеалов не имеет. Он одинаково презирает консерваторов и либералов, славянофилов и западников, «левых» и «правых», власть и оппозицию. Но с полным знанием дела владеет всеми их идеями и приемами, риторикой и легко может подделаться под любую «партию», идеологию, направление. Причем у него это лучше и убедительнее получается, нежели у консервативных динозавров Крутицких, недалеких Мамаевых и либеральных балаболов Городулиных. Книжная риторика слабохарактерного Жадова циничному насмешнику Глумову смешна и чужда. Цель его – завоевать Москву, выгодно жениться на богатой невесте, добиться прочного положения в высшем обществе и на службе, состояния и влияния, стать московским «тузом».

Умный, злой, наблюдательный, с блестящим сатирическим даром, Глумов втайне презирает всех этих «тузов» и барынь, ловко пользуется их глупостью, необразованностью, самомнением и прочими слабостями. Актерство помогает смелому авантюристу втереться в доверие к людям противоположных убеждений и стать «своим». Молодой красавец отлично понимает, что пробиться наверх невозможно без помощи влиятельных женщин. Его ошибка, «простота» – литературное самомнение: свои правдивые сатирические характеристики и острые желчные монологи он записывает в тайный откровенный дневник, который его сложную и рискованную интригу и разоблачает.

С Глумовым приходит в комедию Островского грибоедовская тема «горя от ума», отразившаяся в ее многосмысленном названии. Хорошо ли живется умному человеку на Руси? Вопрос интересный, ответ на него тоже непростой и носится по ветру, но заметим, что все умные и образованные персонажи драм Островского – бедные, даже нищие люди. Мамаева так прямо и говорит Глумову: «Если вы видите, что умный человек бедно одет, живет в дурной квартире, едет на плохом извозчике – это вас не поражает, не колет вам глаз; так и нужно, это идет к умному человеку, тут нет видимого противоречия». Каково ему это слышать? Ведь ум – его единственная надежда и капитал.

На что же Глумов рассчитывает? Именно на изменившиеся пореформенные времена: по откровенному признанию Крутицкого теперь умные, образованные, владеющие языком и пером люди (а точнее послушные и умелые исполнители) нужны всем, даже самым крайним консерваторам: «Нам теперь поддержка нужна, а то молокососы одолевать начали». Ведь и у них появляются свои газеты и журналы, свои общественные объединения и кружки, они участвуют в реформах и земских выборах и подают властям свои малограмотные и нелепые «прожекты». Желчный и беспринципный Глумов хочет войти всеми неправдами (в разговоре с Мамаевой он говорит даже о готовности выполнять низкую роль Молчалина при знатных старушках) в высшее московское общество, потому что там большие деньги, связи, влияние. Его разоблачение в финале и прощальный «грибоедовский» монолог – вовсе не окончательный крах, способного умника и красавца подержат в бедности, пожурят, да и вернут и сами дадут все: «Нам такие люди, как вы, нужны. Нужны. А то, признаться вам, чувствовался недостаток».

И все же сразу после этой изящной, вполне европейской комедии нравов с блестящими диалогами и занимательной интригой Островский вернулся к любимым купцам и начал писать лучшую свою народную драму «Горячее сердце».

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *