РУССКИЙ ЛЕС ОСТРОВСКОГО

РУССКИЙ ЛЕС ОСТРОВСКОГО

В блистательной комедии «Лес» (1870) сошлись три главные темы драматургии Островского: Россия дворянская, Русь купеческая и недавно родившийся отечественный театр. Он-то, театр, эти разные темы и объединил, приведя персонажей пьесы в русский лес. Действие происходит в усадьбе Пеньки капризной, деспотической и любвеобильной помещицы Гурмыжской близ все того же несуществующего уездного города Калинова. Есть в этой …

ОСТРОВСКИЙ: СКАЗКИ О КУПЦАХ

ОСТРОВСКИЙ: СКАЗКИ О КУПЦАХ

В свое время появилось много солидных научных книг и статей с одним директивным названием – «Реализм Островского». Написаны они были по «добролюбовскому» шаблону: темное царство, луч света, социальный протест, сатира и обличение. Там говорилось, что пьесы великого драматурга во всем верны русской действительности, точно ее и характеры реальных людей отражают. Из научных книг эти утверждения …

ГОРЕ ОТ УМА ЕГОРА ГЛУМОВА «На всякого мудреца довольно простоты»

ГОРЕ ОТ УМА ЕГОРА ГЛУМОВА «На всякого мудреца довольно простоты»

В конце 1860-х годов для России настало время подведения предварительных итогов, объективной оценки тех больших, необратимых, хотя и не всегда положительных перемен, которые произошли в обновленной стране и ее ныне свободных гражданах (ранее они были подданными и крепостными рабами) в результате Великих реформ. Знамениты слова Льва Толстого в «Анне Карениной»: ««У нас теперь все это …

«ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА»: ЛЮБОВЬ И ДЕНЬГИ

«ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА»: ЛЮБОВЬ И ДЕНЬГИ

Одной из самых репертуарных пьес нашего театра поныне остается «Последняя жертва» (1877) А.Н. Островского. И ставят ее не только потому, что почти в каждом театре имеется маститый пожилой режиссер, ранее бывший не очень сильным актером, женившийся на красивой молодой актрисе и желающий в этом выигрышном спектакле блеснуть вместе с супругой. Есть в этой обыкновенной житейской …

«ВОЛКИ И ОВЦЫ»: ОБНОВЛЕНИЕ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»

«ВОЛКИ И ОВЦЫ»: ОБНОВЛЕНИЕ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»

Островского часто именовали певцом русского купечества как «темного царства» и даже “гостинодворским Коцебу”, и это обижало и раздражало подлинно народного драматурга, в чьи пьесы вошла вся Россия. И как бы отвечая на такие несправедливые отзывы, он написал в 1875 году блистательную комедию, где нет ни одного купца, а «темное царство» есть. Все персонажи и ныне …

ОСТРОВСКИЙ: В ПРЕДДВЕРИИ ТЕАТРА

ОСТРОВСКИЙ: В ПРЕДДВЕРИИ ТЕАТРА

Александр Николаевич Островский (1823-1886) пришел в отечественную литературу и театр в самом начале их обновления. Случилось это в конце «гоголевских» 1840-х годов и на пороге эпохи Великих реформ, когда многое завершалось и многое начиналось. И он уже был новым человеком нового времени, европейски образованным разночинцем, примкнул к рождающейся русской интеллигенции, хотя отец и приписал его …

A Sadly Optimistic Comedy about the Russian Intelligentsia, or 100 Years without Chekhov At the Source of the Lyrical Drama

A Sadly Optimistic Comedy about the Russian Intelligentsia, or 100 Years without Chekhov At the Source of the Lyrical Drama

Emporarily eclipsed by the giant figures of Fyodor Dostoevsky and Leo Tolstoy, the self-effacing Anton Pavlovich Chekhov (1860-1904) is now again attracting our attention. Without belittling in any way the significance of Tolstoy, Dostoevsky, Goncharov or Turgenev, I would like to note that ChekhovТs place in Russian literature is positively unique. Consider: he started to …

What Is to Be Done with ChernyshevskyТs Utopia?

What Is to Be Done with ChernyshevskyТs Utopia?

The outstanding literary critic and public figure Nikolai Gavrilovich Chernyshevsky (1828-1889) has to his credit one of the most famous books in Russian literature, the novel What Is to Be Done? (published in the journal Sovremennik, Contemporary, in 1863). The book had little luck in the history of our literature from the start, for neither …

ЧЕХОВ: АНАЛИЗ И ИРОНИЯ

ЧЕХОВ: АНАЛИЗ И ИРОНИЯ

Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, скромный Антон Павлович Чехов (1860-1904) сегодня снова приковывает к себе внимание. Нисколько не умаляя значения Толстого, Достоевского, Гончарова и Тургенева, заметим, что положение Чехова в нашей литературе поистине уникально. Ведь он пришел в нее после всех этих титанов и, в сущности, был одинок, как бы отделен …

ЛЕВ ТОЛСТОЙ: РУССКИЙ ЭПОС

ЛЕВ ТОЛСТОЙ: РУССКИЙ ЭПОС

Особое положение графа Льва Николаевича Толстого (1828-1910) в русской классической литературе во многом определяется его появлением именно в этапные для нее 1850-е годы, когда многое осмыслялось, переоценивалось и решалось. В отличие от Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова будущий автор «Войны и мира» не был отягощен большим и неравноценным наследием «сороковых годов» и внезапно появился среди старших …